Профилактика экстримизма

Республиканский список экстремистских материалов

 

Информационные материалы и методические рекомендации

для учащихся, учителей и родителей по профилактике экстремизма:

Профилактика экстремизма в молодежной среде

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее – Закон), иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь (ч.1 ст.2 Закона).

В соответствии  с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.

Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой административную ответственность по ст.17.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ также является правонарушением (ст.17.14 КоАП).

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст.294 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ), ст.295 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).

Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей.

Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде

Методические рекомендации

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские  организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной  среде.

Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде

(психологический аспект):

Среди групповых  социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

·  установки, предубеждения родителей;

·  взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

·  влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.

·  стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе;

Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

·  представления, установки подростков;

·  индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

·  эмоциональные особенности (состояние психического напряжения).

Основные задачи профилактики экстремизма:

·  Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;

·  Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;

·  Повышение  роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;

· Противодействие экстремизму через  общественные организации, ученическое самоуправление;

·  Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;

·  Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

·  Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта.

Терроризм — это целенап­равленные, заранее спланированные насильственные пре­ступные действия или угроза их применения с целью достижения определенных целей, порождающие в общест­ве страх и ужас, неуверенность людей в своей и близких безопасности.

Терроризм, как любой вид деятельности, включает в себя тех, кто действует (субъекты террора), и то, на что направлены их действия (объекты террора). Кроме того, довольно часто третьим элементом террористических ак­ций становятся толпа или случайные люди.

Субъектами террористических акций могут быть отдель­ные индивидуумы, группы лиц, организации и государства.

Объекты терроризма весьма многочисленны. Ими мо­гут быть люди, организации, учреждения, явления, имею­щие какую-нибудь ценность. В зависимости от ролевого предназначения в планах террористов их можно разделить на две группы: первая — конечного действия (жертвы), вторая— последующего воздействия (заложники). Объ­екты первой группы, как правило, служат для устрашения общества и подлежат разрушению и уничтоже­нию, второй — для дальнейшего шантажа. Они являют­ся надежным инструментом воздействия на конечный объект, как правило, государственный институт или мо­гущественную личность, от которых террористы ждут выполнения своих требований. В зависимости от их вы­полнения или невыполнения заложники часто становятся жертвами.

Основными признаками терроризма являются:

·  применение насилия или угроза на­силия;

·  нарушение общественной безопас­ности, дестабилизация общественного порядка, устрашение населения, ока­зание воздействия на принятие реше­ний государственными органами, воспрепятствование политической или об­щественной деятельности;

· жертвами насилия являются не только лица, от которых зависит при­нятие решений или совершение требу­емых действий, но и посторонние, не­редко случайно оказавшиеся в зоне террористического акта люди.

Содержание воспитания в современных условиях.

Профилактика экстремизма

Какие негативные факторы влияют на молодежь? Некоторые специалисты считают, что значительную роль в распространении идей о превосходстве отдельной группы лиц по национальному, религиозному, расовому и иному признаку играют виртуальные группы радикальной направленности в социальных сетях, а также распространение экстремистских материалов в сети Интернет. Зачастую средства массовой информации, осознанно или нет, раздувают костер экстремизма, размещая материалы, в которых криминальным или бытовым конфликтам навязывается национальная окраска, что способствует возбуждению национальной или религиозной ненависти, созданию негативного образа представителя этнических меньшинств.

Рекомендации по профилактике экстремизма в молодежной среде, которые дают сотрудники милиции просты и доступны. Главное — серьезно подойти к проблеме молодежи. Как можно больше уделять внимание флэшмобберам. Разъяснять учащимся административную ответственность за участие в несанкционированных публичных мероприятиях, нарушениях общественного порядка, уголовную ответственность за совершение преступлений и правонарушений экстремисткой направленности. Противодействовать распространению материалов, в которых звучит угроза и подстрекательство к насильственным действиям в отношении лиц иной национальности, расы, или по признаку религиозной принадлежности, а также поощрение, оправдание геноцида, депортаций, репрессий в отношении представителей какой-либо нации и тому подобное. Вовлекать молодежь в общественно-полезную деятельность. Можно констатировать, что частое произнесение таких малопонятных молодежи иностранных слов как «экстремизм», «толерантность», «ксенофобия» только вызывает отторжение. А совместное участие в каком-то общем деле,  волонтерском движении, реализации проектов межнационального и культурного взаимодействия способствует проявлению взаимной поддержки, помогает лучше узнать друг друга, подружиться, что в конечном итоге является лучшей профилактикой конфликтов.

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев:

— действия связаны с неприятием существующего государственного или общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РБ.

— Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской деятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основаниях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демонстрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.

Формы экстремистской деятельности точно определены в законодательстве,  в частности в законе Республики Беларусь от 04.01.2007 г. №203-3 «О противодействии экстремизму», их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.     Кроме того, настоящий Закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремизму в целях защиты прав, свобод и законных интересов   личности, конституционного строя   и   территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения безопасности общества и государства.

В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры (лат. sub – «под» + культура).

Существующие неформальные подростково-молодёжные объединения можно типологизировать на: гедонистско-развлекательные («наслаждение и развлечение»); спортивносоревновательные; профориентационные; эскапистские («уход от мира»); мистагогические («вводящие в тайну», связанные с духовными поисками); коммерциализованные (сформированные для достижения прибыли); субкультуры социального вмешательства (все субкультуры, ориентированные на улучшение или изменение сложившейся общественной системы или ее элементов); примыкающие к ним лидерско-менеджерские; криминально-ориентированные.

Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные или незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. При этом следует отметить, что в группировки скинхедов попадает в основном молодёжь, не занятая какой-либо общественно-полезной деятельностью, не посещающая спортивные секции, клубы, иные заведения дополнительного образования. Маргинальные семьи в этой среде редкость. Как правило, это дети, финансово обеспеченные, но ограничены в общении с родителями в связи с их постоянной занятостью.

Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с ещё не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

Ведь мы все живем в одном обществе. Вокруг нас тысячи, нет, даже миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять.

 

Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде.

Методические рекомендации

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде. Факторы экстремизма в подростково-молодежной среде (психологический аспект): среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

  • установки, предубеждения родителей;
  • взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);
  • влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.
  • стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе; Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:
  • представления, установки подростков;
  • индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность,  индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
  • эмоциональные особенности (состояние психического напряжения) Основные задачи профилактики экстремизма:
  • Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
  • Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
  • Противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;
  • Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта. При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
  • Повышение роли семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
  • Внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения; · Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
  1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
  2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:

- дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально- экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально- нравственное насилие);

— «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;

— дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;

- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект. При организации профилактической работы важно учитывать социально- экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» — «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

— создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;

- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

3. При изучении таких школьных предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), обществоведение, использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. «Литература», «История» помогут обратить внимание учащихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили русскую культуру, и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как: · чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;

  • толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;
  • способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;
  • осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.
  • уважения прав других людей иметь разные точки зрения;
  • умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Основными мероприятиями могут быть:

- координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в учреждениях образования;

- организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;

- проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на коллегиях, педагогических советах, на Советах профилактики, классных собраниях;

- проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;

-организация индивидуальных встреч учащихся и их родителей с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся;

- оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся.     Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций. Следует организовать работу консультационных пунктов для учащихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе. Работа с детьми и подростками по формированию правовой компетентности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей. Проводя профилактическую работу с молодежью, особенно с подростками, важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые подростково-молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей предусматривает обучение родителей знаниям и навыкам, способствующим эффективному и развивающему поведению в семье. Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди детей и молодежи в образовательном учреждении необходимы:
  • системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности учащихся;
  • обеспечение со стороны родителей положительного общественного мнения о работе образовательного учреждения по профилактике правонарушений;
  • поддержка школьного самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ (педагоги, учащиеся, родители);
  • анализ результативности профилактической работы, проводимой классными руководителями, социальными педагогами.

Психолого-педагогическое просвещение родителей и обучающихся

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Примерная тематика занятий:

  1. Приоритетные задачи и рассматриваемые проблемы.
  2. Молодежные субкультуры.
  3. Формирование у родителей общих представлений о понятиях «молодежные неформальные объединения», «молодежные субкультуры», «деструктивные молодежные объединения».
  4. Повышение компетентности родителей по проблемам молодежных субкультур, профилактике вовлечения подростков в объединения деструктивной направленности.
  5. Преступления и наказания.
  6. Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.
  7. Правонарушения несовершеннолетних.
  8. Психолого-педагогические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростково- молодежной среде 9. Развитие представлений родителей о психолого-педагогических аспектах проявления форм агрессии.
  9. Профилактика социальной агрессии, вандализма в детско-подростковой и молодежной среде.
  10. Закон и ответственность. Меры ответственности родителей за преступления, совершаемые несовершеннолетними детьми.
  11. Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности.
  12. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности.
  13. Терроризм и экстремизм Информирование родителей о понятии терроризм, экстремизм.
  14. Ознакомление родителей с основными составляющими формирования у подростков твердой жизненной позиции.
  15. Обсуждение проблемы занятости подростков во внеурочное время с целью профилактики негативных проявлений в поведении.

Профилактика экстремизма в педагогическом процессе

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:

  • анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;
  • необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;
  • профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;
  • разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;
  • совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;
  • увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;
  • создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;
  • консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;
  • усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;
  • учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;
  • реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении;

Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Также разработаны в учебно-воспитательный процесс комплекс образовательных программ, которые направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Человек становится личностью в процессе социализации. Начальные стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако, школа так же берет на себя воспитательную функцию. Социальный портрет экстремистов как социальной группы

Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:

  1. работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности;
  2. работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

В первом случае, такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором будет отсутствовать идеи экстремистского начала.

Рассмотрим подростков, у которых уже сформировалось экстремистские взгляды, как клиентов социальной работы.

Экстремисты как клиенты социальной работы имеют свой портрет. Так как эти клиенты не добровольно направлены к социальному работнику они могут проявлять агрессивность и с такими клиентами трудно наладить взаимодействие. Такие клиенты еще называются “трудные”. Они не доверчивы и могут проявлять сопротивление. В таком случае надо действовать нестандартно и надо демонстрировать свою полезность клиенту. Таким образом, целью социальной работы с такими агрессивными клиентами является организация работы таким образом, чтобы снизить опасность от непредсказуемого поведения.

В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

1.Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.

В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.

2.Подход, основанный на аффективном обучении

В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к “другим” начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска – низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями

Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские “не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной” и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.

3.Подход, основанный на влиянии социальных факторов

Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов втакого рода программах является работа с молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

4.Подход, основанный на формировании жизненных навыков

В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается большое количество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы быть успешной, однако она не может быть полностью скопирована в России в связи с принципиальными различиями в молодежных поведенческих стилях. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж – вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие – основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

5.Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской

Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд.

Ответственность

за правонарушения экстремистской направленности

 

Административная ответственность

 

Статья 19.1. Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

 

Статья 19.8. Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости

Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование, а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией указанных произведений, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин с конфискацией указанных произведений, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией указанных произведений.

 

Статья 19.10. Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики

1. Пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения –

влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

 Примечание. Не являются административными правонарушениями публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при осуществлении в соответствии с законодательством деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографической деятельности, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных, зрелищных и иных культурных мероприятий, издательского дела, образовательной деятельности, научной деятельности, коллекционирования культурных ценностей, средств массовой информации при отсутствии признаков пропаганды нацистской символики или атрибутики.

 

Статья 19.11. Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность

1. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

2. Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

 

Статья 19.12. Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения.

 

Статья 19.13. Финансирование террористической деятельности

Предоставление или сбор юридическим лицом средств любым способом в целях использования в террористической деятельности, материального обеспечения или иной поддержки заведомо для должностного лица этого юридического лица террористов, террористических групп и террористических организаций, в том числе в целях проезда к месту обучения для участия в террористической деятельности, –

влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере от пятисот до тысячи базовых величин.

 

Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, –

влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

4. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

5. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

6. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –

влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

7. Сбор, получение, использование денежных средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а равно выполнение работ, оказание услуг для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, –

влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо – до ста процентов от суммы (стоимости) предмета административного правонарушения с его конфискацией или без конфискации.

Примечание. Не являются административным правонарушением, предусмотренным частью 7 настоящей статьи, выполнение работ, оказание услуг лицом для целей возмещения собственных расходов, обусловленных привлечением его к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

 

Статья 24.29. Незаконные действия в отношении холодного, газового, пневматического или метательного оружия 

1. Незаконные ношение либо перевозка холодного оружия –

влекут наложение штрафа в размере от двух до шести базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

2. Незаконные ношение либо перевозка газового, пневматического или метательного оружия –

влекут наложение штрафа в размере от восьми до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

 Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье и статье 24.46 настоящего Кодекса, освобождается от административной ответственности за деяния, предусмотренные этими статьями.

 

Статья 24.30. Нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями 

1. Нарушение правил учета, хранения, использования, перевозки или пересылки огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывоопасных, легковоспламеняющихся, едких веществ или пиротехнических изделий –

влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации либо лишение права заниматься определенной деятельностью с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

 

     

Уголовная ответственность

 

Статья 123. Пропаганда войны

1. Распространение в любой форме взглядов, идей или призывов с целью вызвать агрессию одной страны против другой (пропаганда войны) –

наказывается штрафом или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Пропаганда войны, совершенная лицами, занимающими высшие государственные должности, –

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

 

Статья 130. Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни

1. Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, соединенные с насилием либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц либо повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Примечание. Под иной социальной принадлежностью в настоящей статье понимается принадлежность лица к определенной социальной группе по признаку пола, возраста, профессии, рода занятий, места жительства и иной социально-групповой идентификации.

 

Статья 130<sup>1</sup>. Реабилитация нацизма

1. Умышленные действия по реабилитации нацизма –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, соединенные с насилием либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц либо повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

 

Статья 130<sup>2</sup>. Отрицание геноцида белорусского народа

1. Отрицание геноцида белорусского народа, содержащееся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Действие, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное лицом, ранее судимым за отрицание геноцида белорусского народа, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

Статья 133. Наемничество

Участие на территории иностранного государства в вооруженных конфликтах, военных действиях лица, не входящего в состав вооруженных сил воюющих сторон и действующего в целях получения материального вознаграждения без уполномочия государства, гражданином которого оно является или на территории которого постоянно проживает (наемничество), –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом или без штрафа.

 

Статья 188. Клевета

Распространение заведомо ложных, порочащих другое лицо сведений (клевета) в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, либо клевета, содержащая обвинение в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, –

наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

 

Статья 285. Создание преступной организации либо участие в ней

1. Деятельность по созданию преступной организации либо руководство преступной организацией или входящими в нее структурными подразделениями –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет со штрафом или без штрафа.

2. Участие в преступной организации в любой иной форме –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом или без штрафа.

3. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.

 

Статья 293. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 361<sup>2</sup> настоящего Кодекса, –

наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

 

Статья 295. Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ

1. Исключена.

2. Незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия (кроме охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия), боеприпасов (кроме боеприпасов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию), взрывчатых веществ, взрывных устройств, либо незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов огнестрельного оружия (кроме составных частей и компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия), либо незаконные изготовление или сбыт основных частей взрывных устройств –

наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет со штрафом или без штрафа.

3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно либо группой лиц по предварительному сговору, –

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до десяти лет со штрафом или без штрафа.

4. Деяния, предусмотренные частями 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой, а равно в целях совершения преступлений, предусмотренных статьями 124–127131287289–292359 и 360 настоящего Кодекса, –

наказываются лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет со штрафом или без штрафа.

Примечание. Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в статьях 295–297 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности за действия, предусмотренные названными статьями, кроме случаев сбыта.

 

Статья 295<sup>1</sup>. Незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия

 1. Незаконные приобретение, передача во владение, хранение, перевозка, пересылка или ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия или боеприпасов к нему либо незаконные приобретение, передача во владение, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, –

наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом.

2. Незаконные изготовление либо сбыт охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, его составных частей, компонентов или боеприпасов к нему –

наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или лишением свободы на срок до двух лет.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно либо группой лиц по предварительному сговору, –

наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или лишением свободы на срок до пяти лет.

 

Статья 295<sup>3</sup>. Незаконные действия в отношении предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ

1. Незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, –

наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно либо группой лиц по предварительному сговору, –

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

 

Статья 296. Незаконные действия в отношении холодного оружия

 1. Незаконные ношение либо перевозка холодного оружия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом.

2. Незаконные изготовление либо сбыт холодного оружия –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно, –

наказываются штрафом, или исправительными работами на срок от одного года до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

 

Статья 297. Незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия

1. Незаконные ношение либо перевозка газового, пневматического или метательного оружия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, –

наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом.

2. Незаконные изготовление либо сбыт газового, пневматического или метательного оружия –

наказываются штрафом, или исправительными работами на срок от одного года до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

 

Статья 339. Хулиганство

1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), –

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) –

наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

Статья 341. Осквернение сооружений и порча имущества

Осквернение зданий или иных сооружений циничными надписями или изображениями, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

 

Статья 341<sup>1</sup>. Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики

Пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения, совершенные неоднократно, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

Примечание. Для целей настоящей статьи деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь их совершило.

 

Статья 342. Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них

1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

 

Статья 342<sup>2</sup>. Неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, в том числе публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), если это деяние совершено неоднократно, –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Для целей настоящей статьи деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

 

Статья 361. Призывы к мерам ограничительного характера (санкциям), иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет.

2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет.

 

Статья 361<sup>1</sup>. Создание экстремистского формирования либо участие в нем

1. Создание экстремистского формирования, а равно формирования, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, либо руководство таким формированием или входящим в него структурным подразделением –

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет.

3. Вхождение лица в состав экстремистского формирования в целях совершения преступления экстремистской направленности (участие в экстремистском формировании) –

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.

Примечания:

1. Лицо освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье и статьям 361<sup>4</sup> и 361<sup>5</sup> настоящего Кодекса, если оно своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало выявлению, предотвращению либо пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности.

2. Под преступлением экстремистской направленности в настоящей статье понимаются преступление, сопряженное с совершением умышленных действий, относящихся в соответствии с законодательными актами к экстремизму, а равно иное преступление, предусмотренное настоящим Кодексом, совершенное по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды либо по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы.

 

Статья 361<sup>2</sup>. Финансирование экстремистской деятельности

1. Предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества, в том числе имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом для заведомого обеспечения экстремистской деятельности, деятельности, направленной на реабилитацию нацизма, –

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

2. Те же деяния, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом.

Примечание. Лицо, совершившее финансирование экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье, если оно своевременно заявило о содеянном и (или) иным образом способствовало предотвращению или выявлению этого преступления.

 

 

 

 
поделиться в: